О Воскрешении Лазаря рассказывается в Евангелии от Иоанна (Ин. 11: 1-45). Евангелие повествует, что в Вифании тяжело заболел Лазарь, брат Марии и Марфы. Сестры отправили весть Иисусу о болезни брата, но Господь пришел в Вифанию только через четыре дня после смерти и погребения Лазаря, но пообещал Марфе, вышедшей его встречать, что ее брат воскреснет. Христос в сопровождении апостолов, скорбящих сестер и иудеев отправился к месту погребения Лазаря. Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, возблагодарив Отца Своего, воззвал: «Лазарь, гряди вон!» (Ин. 11: 43). Лазарь вышел к собравшимся обвитый погребальными пеленами, и под влиянием явленного чуда многие иудеи уверовали во Христа.
Икон, фресок, мозаик Воскрешения Лазаря великое множество. Большинство сложны и передают настроение участников одного из самых эмоциональных событий в Евангелии, того, о котором сказано "прослезился Иисус".

Большинство изображений Воскрешения Христом праведного Лазаря относятся к IV-VI вв. и происходят от рельефов раннехристианских саркофагов или настенных росписей в катакомбах. ИЛЛ.1-ИЛЛ.3
Более поздние византийские фрески и русские иконы сплошь многофигурные, сложные композиции. Как например икона 16 века из Греции. ИЛЛ.4
Высокий и стройный Христос приближается слева, простирая к Лазарю правую руку в жесте благословения. Группа шествующих за ним учеников, выходящих из пещеры, представлена в виде пирамиды на фоне изломанного контура скалы. Перед Христом - сестры Лазаря: повергнутая ниц Мария и коленопреклоненная Марфа. Справа Лазарь, обязян рукама и ногама укроем (Ин. 11.44), выходит из могильной пещеры, а перед ним склоненный безбородый прислужник держит в руках края савана, и рядом другой, низко нагнувшись, полагает на землю камень, затворявший пещеру. Посередине, за двумя скалами, перекрещиваюмися в центре изображения, - толпа иудеев, достигающая града Вифании, который обозначен невысокой крепостной стеной в угловом ракурсе. Первый иудей одной рукой прикрывает нижнюю часть лица в обозначение слов "уже смердит" (Ин. 11.39), жест другой его руки выражает изумление происходящим на его глазах чудом; тот же жест повторяет и стоящий рядом второй пожилой иудей
Воскресение Лазаря служило прообразом Воскресения Христова и залогом общего воскресения. В русской иконописи до середины XVI века Воскрешение Лазаря входило в число двунадесятых праздников и, соответственно, в состав праздничного ряда иконостаса. После середины XVI века вместо Воскрешения Лазаря в состав двунадесятых праздников вошло Воздвижение Креста.

 

ИЛЛ. 1 Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим

 

ИЛЛ.2 Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

 

ИЛЛ.3 Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

 

ИЛЛ.4 16 век. Музей Бенаки, Афины

 

Елена Ермакова.