Праздник Похвалы Богоматери, сопровождающийся чтением акафиста (хвалебных текстов), установлен в VII в., а начиная с IX в. этот праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста. 
Акафист Похвала Богородице – это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру.
Есть немало хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым, церковным праздникам, но все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках. И до сих пор это единственный из всех акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.
«Радуйся…, радуйся…, радуйся…» — повторяются на протяжении всего акафиста слова Архангела, благовестившего Деве Марии о рождении Сына. И, кажется, так неожиданно звучит этот призыв в дни Великого поста, когда все в храме настраивает на покаяние: когда всего лишь два дня назад здесь же звучал Великий канон Андрея Критского на Мариином стоянии, все ближе Страстная седмица и все напоминает о Жертве, принесенной на Голгофе…
Но ведь Сам Христос заповедал не быть унылыми во время поста:«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.» (Мф.6:16).
Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли мы не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божью?..
В основе его — воспоминание о спасении Константинополя от аваров в 625 году. В тот год император Ираклий отправился в поход против персов. Этим воспользовались авары и осадили город с моря. Тогда патриарх Сергий вынес чудотворную икону Богоматери Одигитрии (по некоторым версиям — ризу Богоматери) на берег Босфора и погрузил ее в воды залива. И тут же на море началась буря, разметавшая вражеский флот, после чего осада Константинополя была снята. ИЛЛ.1

В память о чудесном избавлении и был установлен праздник. Икона, спасшая Константинополь от аваров хранится ныне на Афоне, в монастыре Дионисиат. А память этих событий сохранилась в песнопении «Взбранной Воеводе», со временем ставшем запевом к Акафисту Богоматери. А в XIV-XV вв. складывается и икона «Похвала Богородицы», своего рода гимн в красках, в котором, как и в Акафисте, раскрывается тема величания Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога.

Иконография «Похвалы Богородицы» имеет несколько вариантов, наиболее распространенный извод мы видим на иконе XIV века из Успенского собора Московского Кремля ИЛЛ.2
«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век) ИЛЛ.3. На этой иконе Пресвятая Дева восседает на престоле, с небес Ее благословляет Христос-Отрок (такое изображение Христа называется Эммануил — по имени Спасителя из книги пророка Исайи). Трон Богоматери и благословляющая фигура Христа окружены виноградной лозой, символизирующей родословное древо Иисуса Христа, который происходил от царя Давида. Богоматерь на ней представлена восседающей на престоле, а перед ней предстоят Гедеон, Моисей, Даниил, Захария, Давид, Соломон, Исайя, Иезекииль, Аввакум и праотец Иаков пророки со свитками, на которых начертаны тексты пророчеств о Мессии. В руках пророки также держат символы своих пророчеств:
Иаков представлен с лествицей,
Иеремия – скрижаль
Валаам - звезда
Исая – клещи и уголь
Иезекииль - врата
Даниил/Аввакум - камень
Гедеон — с руном,
Моисей — с купиной,
Аарон — с процветшим жезлом,
Давид/Соломон — с ковчегом, макет храма

Иногда наряду с пророками изображаются гимнографы: св. Иоанн Дамаскин, св. Косьма Майумский   В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим или клеймы, передающие содержание кондаков и икосов Акафиста.

 

ИЛЛ.1 Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери (фреска в церкви Ризоположения в Московском Кремле, 1644)

 

ИЛЛ 2

 

ИЛЛ 3

Елена Ермакова.

При подготовке лекции использованы материалы сайтов:

www.nsad.ru 

ru.wikipedia.org 

rublev.com 

foma.ru