Милостью Божией в наш храм привезены для поклонения списки чудотворных икон с Афона: 

 

икона Божией Матери «Млекопитательница» из монастыря Хиландар и икона великомученика Георгия Победоносца из монастыря Зограф.

Желающие могут приложиться к святыням в часы работы храма:

ежедневно с 10.00 до 14.00 (в праздничные дни 7,8,9 мая с 10.00 до 16.00) и

во время богослужений.

 

Икона Божией Матери «Млекопитательница». 

 

Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре преподобного Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.

На снимке первый известный образ Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца. Этот святой образ и хранился некогда в основанном Саввой Освященным лавре, располагавшейся недалеко от Иерусалима, единственной лавре на Востоке, именуемой Великой.

Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный тезоименинник — паломник по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы». Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.

В первой половине XIII века явился в лавру на поклонение святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного.

Cербский подвижник Савва — сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.

На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хиландарский монастырь. От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хиландарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы.

Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена свт. Саввой Сербским эта отдельная от Хиландарского монастыря келлия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хиландаром заключалась лишь в том, что настоятеля келлии избирал и поставлял хиландарский игумен.

Савва Сербский поставил икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы на Афоне в церкви при Карейской келлии. В знак особого почитания чудотворная иерусалимская святыня была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают икону Святой Троицы или образ Спасителя. В церкви икона Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

Прославили этот образ строгие афонские монахи. Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)».

 

История чудотворного образа святого Георгия из монастыря Зограф, Афон 

 

В царствование византийского императора Льва три родных брата Моисей, Аарон и Василий покинули свою родину и выбрали для иноческих подвигов уединенное место на северо-западном склоне святой горы Афон. Они поселились в кельях неподалеку друг от друга и стали возводить небольшой храм. Когда церковь была построена, благочестивые подвижники стали размышлять, кому из святых ее посвятить: святителю Николаю или святителю Клименту Орхидскому. Не придя к единому мнению, иноки решили обратиться с молитвой к Богу, чтобы Он открыл им, кому из святых угодников посвятить этот храм и чью икону написать на приготовленной доске.

И Господь услышал их. После ночи, проведенной в молитве, братья вошли в храм и, к своему крайнему удивлению, увидели на приготовленной доске для иконы образ святого Георгия. Обрадованные столь дивным чудом, они посвятили храм святому Георгию, а обитель назвали Зограф.

Одновременно в Фануиле, в монастыре великомученика Георгия, произошло следующее событие.

Как рассказал игумен этого монастыря Евстратий, изображение святого Георгия отделилось от доски, поднялось и исчезло. Доска же осталась на своем месте, но была без образа святого. Вся братия видела это чудо. Огорченные и испуганные, иноки упали на колени и стали молить Господа открыть им, куда и почему скрылся от них лик страстотерпца. Услышал Бог молитвы подвижников... В дивном видении святой Георгий явился Евстратию и сказал:

- Не печалься обо мне. Я нашел себе храм в уделе Божией Матери на Афоне. Поспешите туда и вы, ибо праведный гнев Божий скоро разразится над Палестиной и Сирией, и Фануилев монастырь будет разорен варварами.

Игумен с иноками немедленно отправился на Афон. Там в Зографской обители они нашли на новой доске лик святого Георгия, который искали. Иноки сразу узнали его. Этот был точно тот образ святого, который покинул их в Фануиле. Паломники и афонская братия рассказали друг другу все о чудесном исчезновении и появлении образа святого Георгия. После этого игумен и братия решили остаться в Зографе. Вскоре Евстратий стал настоятелем Зографской обители...

Весть о новой чудотворной иконе на святой горе скоро достигла Константинополя и соседних стран. Византийский император Лев, а вслед за ним и болгарский царь Иоанн приходили поклониться святой иконе. Царскими грамотами они передали во владение новому монастырю земли и пожертвовали ему богатые вклады.

Так возник знаменитый Зографский монастырь на Афоне. Чудотворный образ святого Георгия и ныне находится в этом монастыре. На иконе великомученик изображен без коня, в воинских доспехах и с копьем в руке.

Вскоре после появления обители в Зографе случилось новое чудо. Оно произошло с епископом Водинским, который услышал о чудесном перенесении образа святого Георгия, но не поверил в него. Свидетельство монахов о чуде епископ счел вымыслом корыстолюбивых иноков, не действием силы Божией... И отправился в Зографский монастырь, чтобы обличить братию.

Зографские старцы с почестями приняли архиерея и отвели в церковь для поклонения святыне. Но епископ, рассеянно осмотрев храм, без должной почтительности и веры остановился перед иконой победоносного страстотерпца.

- Это что ли у вас чудотворная икона? - насмешливо спросил владыка братию и указательным пальцем небрежно коснулся лика святого.

Бог не потерпел такой дерзости и покарал епископа за безрассудство. Едва только владыка дотронулся до святыни, его палец прирос к иконе. Напрасно епископ, испытывая нестерпимую боль, со страхом и удивлением силился оторвать палец от иконы. Пришлось несчастному владыке сделать операцию - ему отрезали часть пальца... Свидетельство об этом сохранилось до наших дней: на лике святого видна часть пальца епископа, приросшая к иконе [3, с. 39-42].